МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области

Сиунова Т.П.
 Меню сайта


 Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


 Погода

 Форма входа
Логин:
Пароль:


 Поиск


 Друзья сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 03:05
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Сиунова Таисия Петровна,
учитель истории,
высшая категория

Педагогическое мастерство учителя и классного руководителя основывается на единстве знаний и высоко развитых умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. Большое внимание в своей работе я уделяю использованию различных групповых технологий. На мой взгляд, именно работа в группах способствует более успешной социализации учащихся, развивает в них такое важное качество личности, как толерантность, умение слушать и слышать собеседника.
Достаточно часто при проведении уроков закрепления и повторения материала после завершения изучения определённого раздела программы я использую групповой опрос. Во время группового опроса консультант, которого я выбираю из числа наиболее подготовленных учащихся класса, в соответствии с перечнем вопросов опрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. С перечнем вопросов к такому занятию я знакомлю детей заранее. На уроке опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует, на мой взгляд, воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Интересной формой проведения учебных занятий является общественный смотр знаний. У нас в гимназии он проводится как праздник «День науки и творчества» для учащихся 9-11 классов. На предметных секциях с рефератами, мультимедийными проектами по различным вопросам, в том числе проблемного плана, выступают те учащиеся или группы из 3-5 человек, которые в течение учебного года, а иногда и двух под руководством учителя-предметника разрабатывали какую-либо тему. Предварительное прослушивание их обычно проходит на заседании предметных кафедр в присутствии всех членов кафедры, а также других учащихся, из которых и выбираются те, кто будет выступать на итоговом празднике.
Мои ученики не раз становились победителями смотра в различных номинациях. Но одной из самых интересных работ последних лет, подготовленных к этому празднику, стал проект «От истории военных наград к истории земляков-фронтовиков». Работу над ним группа учащихся 8-11 классов под моим руководством и при активном участии преподавателей литературы и истории вела с 2003 по 2005 год в преддверии празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Материалы, которые составили содержание проекта, стали основой для создания школьного музея. В2005-2006 году я вошла в инициативную группу, которая разрабатывает концепцию его деятельности.
Результаты общественного смотра знаний объявляет перед всеми участниками работы секции председатель жюри. Итоги работы предметных секций на общественном смотре знаний оглашаются на закрытии праздника, обсуждаются в педагогическом коллективе, а также публикуются в пресс-центре гимназии и в одном из номеров журнала «Перекрёсток».
Время от времени я использую в своей работе и такую технологию, как учебная встреча. Обычно провожу её при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами одного класса или параллельных классов. В этом случае мне активно помогают классные руководители. Тему учебной встречи мы намечаем либо на классном собрании, либо прямо на уроке. Здесь же утверждаем ее тему и время проведения.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. По существу учебная встреча – это текущий контроль знаний, в котором используются эффекты групповой работы
Разновидностью учебной встречи, которая очень нравится моим ученикам является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Мне приходится тщательно продумывать цели и задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии я строго слежу за соблюдением правил ведения дискуссии:
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к
наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в
обсуждении.

- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не
согласен,
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим
позициям.
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и
убедительных аргументов.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
По итогам диспута я, как правило, не выставляю отметок. Ведь его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре выяснить с помощью педагога правильность той или иной позиции.
К групповым технологиям следует отнести, мне кажется, и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Примерами таких уроков являются урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-игра, интегрированный урок. Так, в восьмом классе на обществознании я обязательно провожу урок-игру «Мы и наши права». В 11 классе очень хорошо проходит деловая игра по истории «От «холодной» войны к «горячей».
Мой опыт использования групповых технологий показывает, что для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку таких уроков полностью компенсируются большим педагогическим эффектом. Имея большую практику проведения уроков с применением групповых технологий, могу утверждать, что такие уроки вызывают интерес и надолго запоминаются учащимся.

Сайт управляется системой uCoz