Календарь новостей |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
25.04.2024, 13:52 |
|
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения
Губская Ирина Александровна кандидат химических наук, учитель химии Удельнинской гимназии Раменского района Московской области, высшая категория
Перестройка высшего и среднего специального образования в стране, школьная реформа предусматривают дальнейшее совершенствование форм, методов и средств обучения, использование разнообразных технологий: технологий личностно-ориентированного обучения (ЛОО), проблемно-поисковых технологий и компьютерных технологий в том числе. Мы, педагоги, тоже перестраиваемся. Я в своей работе стараюсь постоянно использовать новые разработки, современные образовательные технологии. Информационно-коммуникационная технология – это современная технология обучения с использованием компьютера (Интернет-технологии, программирование, проектный метод обучения, дистанционное обучение и т.д.). Быстрое развитие вычислительной техники и расширение ее функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. В помощь нам, педагогам и ребятам, появилось много материалов на компьютерных дисках. Их можно применять в разработке рефератов, написании курсовых работ, с их помощью учащимся можно самостоятельно работать с материалом и выполнить имеющиеся по теме работы, получить результат, а значит, учитель может легко оценить знания. Мне информационные технологии позволяют быстро организовать обучение и проверку знаний, составлять адаптивные программы и применять их в обучении химии. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Я убеждена, что интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. Компьютерная техника и использование компьютерных технологий сегодня выступает не только как средство автоматизации всех процессов обучения, но и как инструмент резкого повышения эффективности интеллектуальной деятельности учащихся. Из всех возможных способов, компьютерные технологии на своих уроках, я использую с разной целью: - решение задач, количественные расчеты, обработка данных (имея алгоритм); - осуществление самоконтроля и стандартизированный контроль знаний по содержанию учебной информации (тестовые, контрольные дифференцированные задания, карты и другие опросники); - автоматизация химического эксперимента, соединение с опти-ческой аппаратурой (проекции опытов на экран); - получение необходимых справочных данных, составление контрольных, дифференцированных работ, анализ типических ошибок учащихся (автоматизированные системы управления и информационные банки); - самостоятельная работа учащихся в разработке рефератов, курсовых работ, работа с материалом, выполнение проверочных работ, получая результат, осуществлять самоконтроль. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. М.В.Ломоносов
В рамках договора между гимназией и Российским научно-производственным объединением «Росучприбор» мною с 2005 года ведется экспериментальная работа по теме: «Формирование, проверка и оценка экспериментальных умений учащихся по предметам естественнонаучного цикла». Мною создан и экспериментально апробирован пилотный кабинет химии с особой организацией рабочей зоны учащихся на основе специально сконструированных рабочих мест с абсолютным доступом к оборудованию, а также блок-модуль для организации практикумов для одаренных. Мною разработаны и апро-бированы экспериментальные и практико-ориентированные задания, а также разрабатываются технологии проверки практических умений школьников на основе заданий с лабораторным оборудованием, приборов, измерительных установок. По многим темам курса мною применяется для проведения демонстрационного эксперимента ком-пьютерный измерительный блок с системой датчиков: pH, температуры, оптической плотности, электропроводности («Скорость химической реакции», «Электролитическая диссоциация» и другие). С 2002 года я целенаправленно работаю над реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. В связи с этим мною разработаны и внедрены профильные программы для классов химико-физического и физико-математических классов, элективные курсы по химии. Программа элективного курса «Изучение количественных измерений в химии» является авторской программой. Показателями эффективности ее реализации являются: - сформированность умений и навыков, свойственных естест-веннонаучной деятельности; - умение использовать методы качественного и количественного анализа; - умение составлять отчет о проделанном эксперименте; - развитость коммуникативных умений. Элективный курс «Химия, история, искусство» разработан мною для классов гуманитарного и физико-химического профиля и может рассматриваться как дополнение к изучению основного курса. Его основная цель – расширение представлений учащихся о связи химии с повседневной жизнью и искусством, знакомство с историей развития, становления и эволюции химической науки. Совместно с РХТУ им. Д.И.Менделеева я разработала программу практикума по решению нестандартных задач по химии в 10-11 классах. Показателями эффективности реализации этой программы является: - развитость мышления; - познавательная активность; - наличие положительной самооценки, уверенности в своих си-лах и возможностях; - креативность личности ребенка. Сотрудничество с высшими научными школами позволило мне су-щественно расширить возможности преемственности между общим и высшим профессиональным образованием. Я и мои ученики активно участвуем в семинарах и научно-практических конференциях на базе учебного комплекса «РХТУ им. Д.И.Менделеева»: - «Моделирование и управление: от молекулы до производства»; - «Молодой специалист для меняющегося мира». Активно участвую в работе муниципальной инновационной сети по темам: - «Педагогическая диагностика, мониторинг и оценка качества общего образования»; - «Создание информационного пространства в образовательном учреждении». Использую в своей практике современные развивающие технологии, в основе которых лежат принципы развивающего обучения: - уровневая дифференциация на основе обязательных результатов; - групповые и игровые технологии, как способы организации деятельности детей; - проблемно-поисковые технологии, основанные на создании проблемной ситуации, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся; - здоровьесберегающие технологии (100%). Этим технологиям я отдаю предпочтение. Технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа Джона Дьюи, сегодня предполагает организацию таких занятий, когда под руководством учителя создаются проблемные ситуации и учащиеся в процессе активной самостоятельной деятельности их решают, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей. Для реализации проблемной технологии отбираю самые актуальные, насущные задачи (экономика, история науки и т.д.). Я использую следующие методические приемы: постановка проблемы, указание противоречия и предложение найти способ их разрешения; столкновение противоречий практической деятельности, побуждение к сравнению, обобщению, выводам из ситуаций, сопоставлению фактов; ставятся проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Также на своих уроках использую коллективный способ обучения (КСО), при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах (группах), когда один учит другого. Одновременно учащиеся рассматривают несколько проблем. У каждой группы отдельная проблема, которая прорабатывается по очереди с разными учащимися. В каждой группе обучаемый выступает, то в роли слушателя, то в роли рассказчика (учителя). Перед учениками с самого начала ставится задача: подготовиться по теме так, чтобы уметь ее рас-сказать, ответить на все вопросы. К групповой технологии относятся технологии нетрадиционных уроков, например интегрированных (уроки химии, биологии, географии). Большой интерес вызывает проектная технология, не являющейся новой. Созданная в городе Дальтоне (США) в 1919 г. (Е.Паркхарст), она получила название «Дальтон план» или в России – «метод проектов», применявшийся во многих школах и ВУЗах в 20-х годах. Проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Работа над проектом предполагает знакомство с материалом; планирование работы; распределение заданий внутри группы; обсуждение индиви-дуальных результатов в группе; обсуждение общего задания группы (с замечаниями, дополнениями, уточнениями, обобщениями) и подведение итогов, когда результаты работы обобщаются, анализируются и сначала сами учащиеся, а за тем и я, как учитель, делаю вывод о достижении поставленной цели. Практическая ориентация образовательного процесса и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий требует активного использования: - коммуникативных технологий; - проектно-исследовательских технологий; - компьютерных технологий. В воспитательной внеклассной работе и на уроках, мной используется технологии личностно-ориентированного образования и технологии сотрудничества, именно эти технологии являются основными в моей собственной методической системе преподавания. Я глубоко убеждена, что залогом успеха могут служить: - уважение учителя и ученика друг с другом; - воспитание не послушания, а ответственности, не агрессивно-сти, а доброжелательной твердости на основе творческой педагогической импровизации; - учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотовари-щами, партнерами. Только обучая детей, мы учимся сами. Еще в начале 20 века Д.Дьюи утверждал: «Ребенок – это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». XXI век – век триумфа индивида, приоритета личности как основы жизнедеятельности общества. На первый план при оценке личности выходят уникальные творче-ские и интеллектуальные способности индивида. В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей учащихся. Новые задачи, стоящие перед современной школой, привели к тому, что сегодня широкое распространение в практике получили такие нетрадиционные технологии, как технология естественного обучения, модульно - рейтинговая технология обучения, технология интегрированного обучения, технология полного усвоения знаний, индивидуальная технология обучения, технология кооперативного обучения, проблемно-поисковые технологии. Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволило решать многие проблемы развивающего, личностно – ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся. Введение новых предметов, использование новых современных технологий на уроках, при проведении внеклассных мероприятий, позволяет учащимся понять самих себя, свою сущность, а это поможет воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации. Ядро образования – знания о человеке и человечности. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений де-тей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно – ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Опираясь на воззрения философов, постараюсь выделить наиболее важные аспекты личностно-ориентированного подхода: во-первых, личностно – ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности, во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий, в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода должен составлять методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Основные понятия Принципы Методы
Индивидуальность Самоактуализация Диалога Личность Индивидуальности Игровые Самовыражение Субъектности Рефлексивные Субъект Выбора Педагогической Субъективность Творчества и успеха поддерж-ки Я – концепция Доверия и под- Диагностиче-ские Выбор держки Создания си-туа- Педагогическая ции выбора и ус- поддержка пеха
Вот уже 15 лет как в России в школах внедряется опыт французских педагогов – основателей международного теперь уже педагогического движения "Новое воспитание". Раньше от педагогов требовалось основное – дать образование… Но нравственные проблемы не могли не тревожить учительское сердце. Сейчас приобрели актуальность понятия "воспитание" и "образование" как единый процесс. И поэтому в своей практике я ухожу от банальных классных часов и стараюсь проводить мастерские творчества – мастерские ценностных ориентаций, они нужны сегодня как воздух и детям, и взрослым, т. к. позволяют "переварить" огромное количество разных точек зрения на какую-либо проблему и выработать свою. Мастерские творчества – это новая технология. Я создаю условия для своих учеников, иногда трудные, обеспечивая им проблемную ситуацию с обязательным выходом из нее. Могу поддержать учеников верой в то, что они могут со всем спра-виться самостоятельно; помочь, если попросят; но не даю им готовых решений, не навязываю им свою точку зрения. Что же такое мастерская творчества? Мастерская – это синтетическая интегрированная рефлексивная об-разовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельный подход. Возможна диалогическая деятельность разного плана: интеллекту-альная, эмоциональная, этическая, коммуникативная, психологическая. На выходе ребята должны обрести целостную смысловую картину современного мира и осознать ценность своего "я" в этом мире, познать и проявить собственную индивидуальность. Проживание - дети – непосредственные участники деятельности. Они должны не присутствовать на "…", а пребывать в"…". Выбор тем должен быть интересен детям, должна быть внутренняя мотивация. Индукция ("наведение") - этап мастерской, где создается эмоцио-нальный настрой, создается личностное отношение к предмету обсужде-ния. Индуктор – средство для включения процесса индукции: слово, об-раз, предмет, звук, текст, рисунок и др., что может разбудить чувство, вопросы. Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного мнения, опыта, формулирование идеи, мнения (работа в группах) – социоконструкция. Социализация – этап мастерской, предъявление интеллектуального продукта (рисунки, работы, мнения) другим участникам (групповая социализация – рассмотрение мнений, индивидуальных в группе гипотез). Деконструкция и реконструкция – разрушение имеющихся представлений, восстановление на новом пути. Дедукция ("выведение") – логическое умозаключение от общего к частному. Рефлексия – осознание каждым того, что обсуждалось. Проведение "Мастерских творчества" для нас интересно, т. к. я уже имею опыт проведения подобных мероприятий. С 1995 года в нашей гимназии я веду новый курс "Человековедение". Мною разработан учебно-методический комплекс по данному курсу для 8-9 классов. Цель курса – привлечение подрастающего поколения к культуре, пробуждение в нем тяги к добру, потребности в самосовершенствовании. При изучении курса «Человековедение» большое внимание отводится проблемам человека, его индивидуальным особенностям. Учащиеся познают себя с тем, чтобы сознательно подходить к определению дальнейшего жизненного пути. Изучение индивидуальных особенностей человека помогает ребятам анализировать собственные качества, поступки, критически оценивать себя с учетом требований, предъявляемых обществом, коллективом, семьей. Успех зависит от содержания, и от стиля курса общения учителя с учащимися. Самое главное – дискуссионность, диалогичность, довери-тельность, уважительное отношение к мнению учащегося. Мой предмет – химия. Используя новые подходы в образовании, я по-другому смотрю на свой предмет. Главное – видеть в каждом ученике человека. Химия – наука о веществах, и я теперь подхожу к изучению веществ не только с точки зрения их практической значимости для общества, но и с позиции философского осмысления мира. Я и на уроках химии, и на уроках человековедения показываю целостность мира и человека, стараюсь раскрыть детям беспредельность и гармонию жизни. Мне кажется, что главная польза от уроков человековедения, от использования подходов личностно-ориентированного образования – воспитание стремления к пониманию и познанию себя, желание себя совершенствовать, трудиться над собой, чтобы улучшить жизнь. Меня радует интерес ребят к этим проблемам. И я думаю, что поразмышлять над этим полезно и нам, учителям. Так как, только совершенствуя и развивая себя, мы можем учить ребят. Темы возможных мастерских творчества: • Что такое человек? • Личность ли я? Особенности моей личности: характер, воля, темперамент • Диспут: "Кого сегодня можно назвать рыцарем?" • Кодекс дружбы • Нравственный кодекс любви: каков он? • Счастье – это… • Диспут "Мое представление о счастье" • Индивидуальность человека: "В каждом человеке солнце, только дайте ему светить" • Путь к успеху • Поговорим о наших правах… ("Человек – гражданин", ток-шоу) • Настоящий Учитель и настоящий Ученик (о взаимоотношениях учителя и ученика) • Это высокое звание – человек! • Мои ученики – это 30 солнечных лучиков, осветивших мою жизнь… Каждый из нас – педагог, нам каждому хочется понять смысл наших встреч с детьми, смысл нашей профессии – «Ради чего?». Мастерские творчества побуждает ребят к самостоятельности, ини-циативе, активности. Л. Бетховен призывал: "Человек, помогай себе сам!", и в ХХI веке этот призыв звучит достаточно убедительно, в наше время непросто быть человеком и чувствовать свою ответственность (Сент-Экзюпери говорил: "Кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир"). Воспитание – сотворчество, ребенок – это ценность, и если педагог осознает свое призвание, то это все взаимосвязано. Чувство собственного достоинства, осознание ценности своей профессии помогает вступать в диалог в общении с детьми и понять, что "самое человечное в человеке – это другой человек" (В. И. Слободчиков). Ребята любят эти занятия, так как им нравится атмосфера творчества, открытого общения, поддержки. Проблемы становления человека важны – ценностные системы детей сложны, неоднозначны. Процесс передачи духовного опыта происходит от сверстников к сверстникам в группе, в классе, во дворе, но и от детей – к взрослым, мы живем в эпоху перемен, ценности родителей не являются авторитетными для детей, так как отстают от требований времени. Потребности детей просто другие, и нам приходится учиться у детей тому, что отсутствует в жизненном опыте старшего поколения (владение компьютером, иностранными языками, техническими умениями, коммуникативной открытостью, толерантно-стью). Что такое ценности? Ник Оуэн подчеркивал: "Ценности – это вещи, которые указывают нам направление в нашей жизни". В процессе педагогической деятельности, общения нас, педагогов и ребят, происходит рождение ценностей, осознание человеком своей индивидуальности. Общаясь, человек не только формирует свои ценности, свое "я", смотрясь в другого, но и через отношение к себе других людей осознает свою индивидуальность, раскрывает ее. А как построить педагогический процесс, чтобы он стимулировал стремление человека жить по-человечески? Вот эти вопросы и будут в центре размышлений на мастерских творчества. В моем учительском активе имеется целый ряд печатных работ, опубликованных и готовящихся к публикации в журналах «Интегральная педагогика и жизнь», «Школьные технологии», «Химия в школе», в приложении «Химия» к газете «Первое сентября». Мне кажется, сам педагог должен постоянно находиться в творче-ском поиске, работать под девизом: «Чтобы зажечь, надо гореть».
|
|