МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области

Друченко И.В. статья №2
 Меню сайта


 Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


 Погода

 Форма входа
Логин:
Пароль:


 Поиск


 Друзья сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 08:22
КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ – ЭТО РАДОСТЬ ОТ ВСТРЕЧИ
С ПРЕКРАСНЫМ

Друченко И.В.,
учитель русского языка и литературы
МОУ Удельнинская гимназия,
победитель ПНПО-2007

Кому не знакомо слово «культура»? В настоящее время насчитывается более 500 определений этого понятия. Мы употребляем его, чтобы отметить образованность и воспитанность человека. Но словом «культура» мы можем обозначить и определенный период исторического развития сразу нескольких государств или народов (культура Средневековья), и характерные особенности отдельной национальности (русская культура). Понятие «культура» очень емкое и многогранное. Оно употребляется и применительно ко всему человечеству за весь период исторического развития – мировая художественная культура.
Мировая художественная культура – так называется и учебный предмет, цель которого, по словам Л.М.Предтеченской, «увлечь молодых людей искусством, развить стойкий интерес к нему, а следовательно, и потребность в знании, самообразовании в области художественной культуры».
Важнейшим средством приобщения ребенка, подростка, молодого человека к духовным ценностям, к культуре человеческих отношений является искусство. Произведения искусства способствуют художественно-образному освоению действительности, содержат сведения об окружающем мире, выраженные в образной форме и преломленные через творческое «Я» художника, воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его жизненный кругозор, активизируют духовный потенциал личности.
По точному выражению известного психолога Л. С. Выготского, «искусство есть общественная техника чувств, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личностные стороны нашего существа».
Искусство представлено в школьном образовании специальными художественными дисциплинами: литературой, музыкой, изобразительным искусством. Цель этих дисциплин – сделать доступными для каждого человека общие духовные ценности, открыть перед ним кладезь богатств мировой художественной культуры прошлого и настоящего, приобщить его к художественному творчеству и способствовать сохранению и умножению национальных художественно-культурных традиций.
Назначение предметов искусства в школе – художественное воспитание личности, которое, по определению М.С.Когана, включает:
- воспитание художественного вкуса (как психологического механизма адекватного восприятия произведений искусства);
- формирование художественного сознания (взглядов, позиций, идеалов);
- художественное образование (расширение знаний в области истории и теории искусства, эстетики и других изучающих искусство наук);
- художественное научение (развитие способности личности к художественному творчеству).
Цель курса МХК – использовать силу воздействия различных искусств в их комплексе для формирования личности школьника. «Цель предмета определяет и особенности его преподавания. Так, на уроках МХК учащимся не будут предлагаться систематические домашние задания, не будут проводиться опросы и традиционные проверки знаний. Однако в течение года ученики будут дома читать художественную литературу, посещать музыкальные концерты и художественные выставки, размышлять над вопросами, которые предложит им учитель, учиться доказательно отстаивать свою точку зрения. Поэтому важно, чтобы все уроки предмета, начиная с первого, формировали эти способности, воспитывали стремление к самообразованию. Важно, чтобы каждый урок пробуждал чувства и мысли, обогащал ученика все новыми впечатлениями и знаниями», - так рекомендует преподавать МХК Лия Михайловна Предтеченская.
На своих занятиях мы стремимся к реализации этих рекомендаций.
Уроки МХК в силу своей эмоциональной насыщенности требуют сценария, в котором бы сочетались монолог учителя и его диалог с учениками или диалог между учащимися, а также элементы театрализации: учитель – ведущий актер, а ученики – участники спектакля. Помимо урока как основного вида учебной деятельности, необходимы творческие задания для самостоятельного выполнения и внеклассная работа: творческие вечера, викторины, диспуты, посещение музеев и выставок, организация выставок творческих работ учащихся.
Движение по маршрутам мировой художественной культуры, начинающееся в школе со словесно-графического конспекта, с музыкальной увертюры, с литературного эпиграфа, мы продолжаем в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина или Государственной Третьяковской Галереи, в театральных или выставочных залах (в течение учебного года мы проводим 4-5 учебных экскурсий).
На каждом занятии должна сохраняться и восстанавливаться связь различных эпох: первобытная культура – ХIХ век, античность – ХХ век. Это учит вести диалог из ХХI века с изучаемой исторической эпохой и делать сравнительный анализ художественных произведений в пространстве всего того, что накопило человечество за время своего развития. Курс МХК позволяет придать знаниям универсальный характер и способствует синтетическому восприятию окружающего мира.
Отвечая на вопросы последнего теста по предмету («Искусство и мы»), выпускники отмечают, что в искусстве они находят не только отдых от жизненной суеты, но и познание самого себя, красоту и гармонию.
«Когда у меня будут дети, я бы хотел, чтобы они обязательно знали и понимали культуру своей Родины, ведь это не только поможет им быть русскими, но и стать достойными гражданами МИРА…» (Андрей К.)
«Имя Изольда раньше представлялось мне каким-то смешным. В детстве я думала, что так зовут Снежную Королеву. Но после знакомства с легендой и романом я по-новому стала относиться не только к имени Изольда, но и к своему имени – Анастасия, и вообще к имени человека». (Настя Н.)
«Является ли новаторство в искусстве обязательным условием творчества? Этот вопрос поставил меня в тупик! Ведь любое творчество – это новаторство! А если творец не создает ничего нового, то тогда это будет либо учебная копия (что неплохо), либо компиляция. Свое – это всегда новое, потому что это твой (и только ТВОЙ!) взгляд на мир. Но чтобы знать, что это ТВОЙ ВЗЛЯД, а не повторение чужого (не изобретение велосипеда), надо изучать историю искусства. В этом я убедилась на занятиях по МХК.»
(Саша Г.)
Занятия по МХК, как, впрочем, и другие уроки в старших классах нашего образовательного учреждения, соответствуют учебной схеме: «лекция – семинар – зачет». Модель курса строится не только по историческому, но и структурно – тематическому принципу: материал группируется в тематические блоки, ограниченные историческими рамками определенной эпохи. Вводное занятие обозначает проблему, рассматривая ее с различных сторон, в контексте мировоззренческих (нравственных, религиозных) поисков личности. Это так называемая «увертюра» к эпохе. Следующее занятие целесообразно, с нашей точки зрения, провести в ГМИИ им. А.С.Пушкина (или другом музее, дающем «зрительный ряд» эпохи). А потом уже на семинарах или практикумах, исходя из запросов старшеклассников, вступающих в период интенсивных поисков личных нравственных ориентиров и идеалов, собственного пути в жизни, рассматривать эволюцию человека и мира культуры на определенном иллюстративном материале. Последнее занятие тематического блока – зачетное: это может быть защита реферата или творческой работы, презентация мультимедийного проекта «Виртуальное путешествие по …», либо обычный тест или контрольная работа, например: «Перечитывая старую сказку… (по сказкам Андерсена, Перро, Гофмана, братьев Гримм)», «Античность и современность: мой выбор трактовки мифа об Атридах в европейской литературе ХIХ - ХХ веков». Зачетное занятие может проходить и в форме дискуссии, например: «Кинофэнтези – пламенеющая готика: PRO & KONTRA». Можно провести занятие и в форме ролевой игры «Художественный салон», например: «Мой любимый женский (мужской) портрет», «Моя галерея: времена года».
Каждое занятие – это радость от встречи с прекрасным, удивление чуду присутствия прекрасного и гордость приобщения к пониманию тайн чуда.

Сайт управляется системой uCoz