МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области

Алексеева М.Ю.
 Меню сайта


 Календарь новостей
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


 Погода

 Форма входа
Логин:
Пароль:


 Поиск


 Друзья сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2017, 21:46
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Алексеева М.Ю.,
учитель английского языка
МОУ Удельнинская гимназия,
победитель ПНПО-2007

В своей педагогической деятельности я перед собой поставила цель – повысить эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса.
Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий.
В.П.Беспалько – идеолог педагогической мысли указывал: «Любая деятельность – это сочетание технологии и творчества. Творчество построено на интуиции, технология на науке. С творчества все начинается, технологией заканчивается с тем, чтобы потом все началось сначала».
Использование педагогических технологий позволяет обрести учителю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повысить его эффективность.
Одним из важных критериев победы в ПНПО было представление своей собственной методической системы, своих наработок.
Сущностью моей методической системы является комплексное использование известных методик и технологий. Предпочтение в работе я отдаю: личностно-ориентированным технологиям, групповым, информационно-коммуникационным технологиям.
Используя компетентно-деятельностный подход в обучении английского языка, я считаю главным – ориентацию на «результат» обучения: формирование языковой, социолингвистической, социально-культурной, информационной компетентностей, последняя наиболее актуальна, так как умение работать со всеми видами информации, создавать презентации, вести поиск информации и использовать информационные технологии для решения различных жизненно важных проблем – на сегодняшний день важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности нынешних выпускников.
Коммуникативный подход в обучении английскому языку, используемый мной в практике, способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков: способности бегло, спонтанно и правильно говорить на иностранном языке и понимать собеседника. В результате такого подхода у учащихся формируется система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле слова.
Глобальная информатизация общества стала одной из доминирующих тенденций развития цивилизации 21 века.
Информационно-коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования. Меняется весь характер жизни, необыкновенно возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее – активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.
Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменить весь процесс преподавания, реализовать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – совершенствовать самоподготовку обучающихся. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества как учителя, так и ученика, а применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий.
Компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. В настоящее время с помощью мультимедийного проектора представляется возможным использовать компьютер даже для фронтальной работы.
Урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который сохраняет человеческие приоритеты в обучении: интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ; методически гибок; дисциплинирован, точен, владеет упорядоченным логизированным мышлением.
Первый шаг, который я делаю как учитель, обращаясь к компьютерной технологии обучения, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия, которое бы полностью соответствовало школьной программе.
Поэтому остается согласиться с Н.Розовым, деканом факультета педагогического образования МГУ, который в одном из своих выступлений отмечал: «Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику».
Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности.
Новые технические, полиграфические, информационные, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств.
В своей работе я использую обучающую компьютерную программу "English Discoveries” («Открываем для себя английский») – это интерактивная мультимедийная обучающая программа для изучения английского языка, разработанная совместно с зарубежными специалистами.
На данный момент реализуется первый этап освоения программы – оборудовано компьютеризованное рабочее место учителя, программа используется для индивидуальной работы с учащимися во внеурочное время. Планируем создание лингафонного кабинета с компьютеризированными рабочими местами учащихся. Это работа не одного года.
В рамках договора РНПО «Росучприбор» и УГ с 2005 уч.года реализуется инновационный проект по созданию современного кабинета ин. языка, наряду с имеющимися кабинетами физики и химии, только теперь идет внедрение в гуманитарную сферу образовательной среды гимназии.
Впервые я познакомилась с этой системой на выставочном центре Международной ассоциации разработчиков и производителей учебной техники, затем на выставке «Оборудование» на ВВЦ. Только после такого детального знакомства мы приобрели эту программу для одного рабочего места преподавателя и сейчас идет апробация и внедрение этого продукта в образовательный процесс гимназии с помощью специалистов МАРПУТ.
Почему возникла необходимость подобных изменений в преподавании английского языка? В силу имеющихся противоречий между технологией формирования языковых умений и коллективным характером учебной деятельности по их освоению; необходимостью самоконтроля на каждом этапе освоения умения и отсутствием образцов для сравнения; необходимостью лингвистической среды и отсутствием общения с носителем языка.
Указанные противоречия могут быть сняты на основе применения новых средств обучения и создания на их основе новых подходов к организации учебной деятельности.
Основная идея изменений и замысел инноваций по преодолению обозначенных противоречий определяется тем, что перестройка системы формирования языковых умений и навыков возможна на базе использования компьютерных коммуникационно-информационных технологий обеспечивающих для каждого ученика: установление индивидуального уровня и темпа освоения и формирования умений; обеспечение в любой момент времени обучающего процесса проверку и коррекцию текущего состояния умения; реализацию возможности обращения к образцам в том числе и общения с носителем языка.
Программа представляет собой серию из 12 компакт-дисков, разделенную на 5 основных уровней: первый – для начинающих, особое внимание уделяется алфавиту, числам и основной лексике по темам: пища, одежда; второй - основной; третий - средний; четвертый - продвинутый; пятый - практический – деловой английский.
Программа охватывает все четыре аспекта владения языком (чтение, письмо, речь и восприятие на слух) с использованием подлинного английского языка и реальных жизненных ситуаций. В основу серии положены принятые курсы, охвачены все грамматические конструкции, и представлено более 3500 лексических единиц.
Особенностью «English Discoveries» является приспособленность к различным стилям обучения, т.к. в него включены различные методы преподавания.
Учащимся предлагается 3 способа работы по программе: «демократический» (открытый) – учащиеся выбирают тему над которой они хотят работать, и способ, которым они хотят работать (занятия различного типа); структурный подход – программированные уроки, рассчитанные на интенсивный учебный процесс, учащиеся следуют по заданному пути прохождения программы; решение задач – учащиеся развивают свои способности к решению задач и установлению связей посредством увлекательной приключенческой игры.
Программа включает следующие разделы: чтение – представлены тексты различных типов (рассказы, объявления, письма, открытки и статьи) с явной установкой на стратегию чтения: угадывания слов из контекста, отыскание основной идеи, ключевые слова и т.д.; речь – основное внимание практическим навыкам (попросить разрешения, спросить о чем-то, извиниться) в форме диалогов; письмо – пользуясь заданными образцами, учащиеся пишут письма (деловые и личные), составляют отчеты; восприятие устной речи – прослушивание радиопрограмм, просмотр телепередач (видеозапись), разговор по телефону, сообщения на автоответчике; словарь – тематические списки слов; грамматика – сопровождающие текст пояснения на родном языке учащихся.
Инструменты обучения по данной программе: справка – на экране имеется кнопка вызова встроенной справки; словарь – учащимся доступен встроенный говорящий словарь; ведомость учащихся – доступны записи, позволяющие им следить за успехом своего обучения; обзор – по все разделам; запись и восприятие – учащиеся могут записывать свою речь и сравнивать собственное произношение с речью носителя языка.
Всю программу можно использовать при работе с интерактивной доской, все записи делать электрическим маркером и запоминать их в программе!
В учебном процессе я использую игровые формы организации занятий. Особенно нравятся мне и детям так называемая «приключенческая» игра. Приключенческая игра – это интерактивная игра, объединяющая все аспекты владения языком: объект спрятан в городе, где говорят по-английски. Учащиеся должны найти спрятанный объект за определенное время и наличные деньги.
Особенность данный игры состоит в том, что учащиеся оказываются в различных странах, знакомятся с их историей и культурой. Программа содержит тесты для каждого модуля.
«English Discoveries» сочетает цветную графику высокого разрешения, видеофильмы кинематографического качества, анимацию, речь и музыку в цифровой записи. Все это повышает привлекательность обучения и рассчитано на различные методы обучения (обучение на слух, визуальное). Пользуясь интерактивными мультимедийными средствами, учащиеся могут практиковаться в восприятии на слух, произношении, чтении, письме, могут изучать культуру той или иной страны.
Особое внимание обращено в «English Discoveries» на искусство общения – через сотни диалогов, отражающих реальные жизненные ситуации, реальные задания (прослушивание радио- и телевизионных программ, ответы на письма), что и важно в развитии ключевых компетенций. Разнообразный иллюстрированный материал, мультимедийные интерактивные модели позволяют сделать учебный процесс увлекательным.
При использовании ИКТ на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звуковым рядом, что значительно повышает эффективность процесса усвоения материала.
Использование «English Discoveries» представляет: учителю - полную систему программно-дидактических материалов для построения собственной педагогической методики; учащимся - обеспечивает индивидуальную траекторию на базе освоения всех уровней овладения языком; способствует преодолению психологического барьера общения на языке; сравнения произношения каждого звука на уровне спектрального анализа; общения с носителем языка.
«Чтобы зажечь других, надо гореть самим». Мне очень нравятся слова Э.Успенского: «Может и наступит такое время, когда в школу будет ходить интереснее, чем прогуливать, на уроках будет зажигательней, чем в кино, а математику дети будут любить больше, чем мороженое!». И это все в наших руках!







Сайт управляется системой uCoz