МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области

Горшкова С.Н.
 Меню сайта


 Календарь новостей
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


 Погода

 Форма входа
Логин:
Пароль:


 Поиск


 Друзья сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 23.10.2017, 21:47

Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников
Учитель математики МОУ УГ Горшкова С.Н.
победитель ПН ПО 2006 г.
Учеба в школе включает в себя не только усвоение определенной системы знаний, становление многих учебных навыков, но и развитие внимания, памяти, мышления и способностей. А поскольку конечным итогом успешного обучения зачастую считаются сами знания и навыки, то на каждом новом этапе обучения ученик будет испытывать большие затруднения в усвоении нового материала.
Психологи утверждают, что развитие способностей происходит тогда, когда включаются познавательные потребности, следовательно, необходимо определить условия и формы общения, наиболее благоприятные для развития познавательных способностей учеников. Такой формой организации обучения, где создаются все необходимые условия для общего развития ребенка, является сотрудничество с другим человеком.
Цель такого сотрудничества – научить учеников самому умению учиться.
Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества учеников, так как она позволяет:
• дать каждому ученику эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
• дать каждому ученику возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы, без подавляющего внимания всего класса;
• дать каждому ученику опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться( сначала – это контроль и оценка, позже – целеполагание и планирование);
• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь учеников в содержание обучения.
Выделим два внешних наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы: во-первых, это снижение числа ошибок, когда в индивидуальных работах их еще много, и, во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы.

Как соединять детей в группы? Конечно с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный» сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезен в пару упрямец. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
Детей, которые по какой- нибудь причине отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе ( а завтра им стоит предложить снова сесть вместе). Если кто -то захотел работать в одиночку, учителю лучше разрешить ему отсесть и не позволять себе ни малейших проявлений неудовольствия ( но один на один с учеником постараться понять его мотивы и поощрить всякое побуждение кому-то помочь или получить чью- то помощь).
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
• постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
• раздача дидактического материала; планирование работы в группе;
• индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
• обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
• сообщение о результатах работы группы.
Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний через поисковую деятельность , в результате чего: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Групповые формы можно классифицировать по численности групп: парная и групповая, а также по характеру заданий: единые (одно и то же задание для всех групп), дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию. При сочетании этих сторон возникают те или иные виды групповой работы: парная единая, парная дифференцированная, парная кооперированная, звеньевая, дифференцированно - групповая, кооперировано - групповая.

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся.
Для успеха групповой работы очень важно правильно подготовить материалы. Есть несколько вариантов:
• информационная зависимость членов группы: ученики вынуждены сравнивать разную информацию и отбирать необходимую, что вызывает потребность в совместной деятельности;
• взаимосвязь-соревнование между группами: обеспечивается условиями работы по проблеме, когда определяется победитель, нашедший первым ответ на вопрос (используется, например, при проведении «Блиц-турниров»);
• взаимосвязь-сотрудничество между группами: обеспечивается логикой построения заданий для каждой группы, когда каждая группа исследует лишь один аспект проблемы, а все вместе приходят к целостному решению (например, при изучении темы «Формулы», 7 класс).

Для организации работы в группах можно применить следующий алгоритм:
• обдумай задание и уточни вопрос задачи;
• поразмышляй и найди вариант решения;
• обсуди это решение в группе (выслушай мнение товарищей);
• выбери того, кто будет представлять вашу группу при защите идеи.
Работа в парах проходит по следующему алгоритму:
• один ученик высказывает идею,
• партнер правильно ее повторяет, соглашается или нет, дополняет своими идеями,
• вместе определяется лучшее решение,
• проверяется правильность выводов по эталону (на доске или устно).
Важно продумать систему оценки работы группы и каждого ее члена. Ведь при этом традиционные формы оценивания не всегда подходят. Пользуюсь следующими приемами оценки:
• все члены группы получают одинаковые оценки, но тот, кто защищал проект, получает дополнительный бал (оценку);
• индивидуальная оценка каждому может быть повышена, если коллективный проект оценен высоко;
• все участники группы выполняют контрольное задание и получают оценку, адекватную уровню знаний.
В качестве домашнего задания также можно предложить коллективный проект. Учащиеся с удовольствием составляют тематические сборники задач, делают подборку упражнений для устного счета.
Эффективность данной деятельности подтверждается результатами анкетирования. Вот как дети отвечали на вопрос «Нравится ли тебе работать в группах на уроках математики?» «Интересно работать сообща, помогать друг другу; каждый может высказаться; вместе легче работать; я не боюсь ошибиться». В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Как подвести итоги? В конце работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтным ситуациям и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников. Горшкова С.Н. учитель математики Удельнинской гимназии. 15.04.2009

Сайт управляется системой uCoz