МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области

Точилин В.Д.
 Меню сайта


 Календарь новостей
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


 Погода

 Форма входа
Логин:
Пароль:


 Поиск


 Друзья сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 23.06.2017, 15:13
ИННОВАЦИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Точилин В.Д.,
учитель географии
МОУ Удельнинская гимназия,
победитель ПНПО-2006


Современный учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести до учеников содержание предмета, провести контроль знаний. Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату. Неудовлетворенность работой способствует поиску новых форм, из которых в качестве наиболее эффективных можно выделить игровые.
Игровая форма обучения относится к активным методам, потому что речь идет о применении в учебном процессе занятий, которые всегда активны и динамичны.
Для ребенка игра – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результате обучения. В процессе игры учитель может по-новому открыть для себя ребенка.
Обучение человека всегда было нелегким делом. По собственному опыту можно представить себе, как трудно сейчас хорошо учиться. Подумать только: то, что недавно считалось грандиозным достижением науки, небывалой фантазией, чудесным творением человеческих рук, становится обычным и далеко не всегда увлекательным учебным предметом.
История применения игр как эффективного способа обучения уходит своими корнями в глубокую древность. Одно из первых упоминаний встречается у древнегреческого философа Платона. Известно, что Аристотель также видел в играх источник душевного равновесия, гармонию души и тела, а в его работе "Патетика" говорится о пользе игр в развитии личности.
Игровая форма обучения очень перспективна: известно, что на протяжении многих веков учебные игры успешно применяются в военных академиях, а за последние тридцать лет именно игра стала одной из ведущих форм обучения в передовых школах экономики и управления.
Для современного образования игровая форма обучения важна прежде всего тем, что она может быть использована как эффективное средство активизации учебного процесса. Реализация учебных игр требует большой методической работы, так как в обучении современного человека ничто не дается даром и каждый дидактический успех оплачивается кропотливым трудом. Любая из игр может успешно применяться в течение долгого времени, хорошо играть и учиться стоит большого труда. Но если посмотреть на учебу, как на игру, то самый тяжелый ученический труд превращается в творческую, увлекательную работу.
Игровая деятельность имеет два основных типа: естественную и искусственную игру. Искусственная игра есть продукт исторического творчества многих поколений людей. Искусственная игра, как и всякая деятельность человека, сразу же была направлена на решение жизненно важных проблем общества. Создавая первые игрушки для детей, человек тем самым заложил основы искусственной игры, главной и самой важной целью которой стала подготовка детей к труду, к жизни в социуме.
Макаренко А.С. писал, что игра имеет важнейшее значение и в трудовом воспитании ребенка: "Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. И вся история отдельного человека, как деятеля и как работника, может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу. Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли".
Игра искусственная включает в себя и предметную, теоретическую деятельность. Это значит, что человек одновременно осуществляет игровую деятельность как во внешней, предметной форме, так и во внутренней, мыслительной деятельности. Искусственная игра – это деятельность по правилам, которые предназначены для поддержания заданных условий, для ограничения поля игровой деятельности во времени и пространстве, для нормализации поведения игроков. Деятельность по правилам – это общее определение игры, и наличие правил совсем не означает ограниченность игры в творческом плане.
Предметная часть сферы игровой деятельности всегда ограничена правилами. Теоретическая же часть в большинстве искусственных игр не лимитируется правилами, но она ограничена продолжительностью игры.
Главное отличие игры от практической деятельности заключается в том, что игра существует как искусственное образование, в вымышленной оболочке из условий и правил, которые ограничивают ее от окружающего мира и вместе с тем объединяют с деятельностью в единый поток времени. Игра – это живая деятельность, динамичное, целенаправленное движение, одним словом, развитие.
Искусственные игры подчиняются следующим законам: закон единства цели, выражающий однозначный конечный результат игровой деятельности для всех игроков; закон материального равенства, проявляющийся в том, что все игроки в исходный момент деятельности имеют эквивалентные возможности в предметах, материалах и средствах игры; закон цикличности, означающий возврат к исходному состоянию после достижения игроком цели игры; закон действия, выражающий необходимость и очередность в действиях игроков; закон ограниченной свободы деятельности, проявляющийся в том, что все действия игроков должны находиться в сфере игровой деятельности, ограниченной правилами.
В построении искусственных игр можно выделить следующие психолого-дидактические положения: активность, динамичность, занимательность. Исполнение ролей в искусственной игре основано на игровом моделировании человеческой деятельности.
Искусственная игра имеет свою устойчивую структуру, свою организацию. С этой позиции обучающую и учебную деятельность, организованную в виде искусственной игры, можно назвать игровой формой обучения.
Игровая форма обучения заключается в организации и проведении учебных игр. Учебная игра – это активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков, на их применение в процессе достижения цели игры.
Названия игр, предназначенных для обучения, имеют различные определения: обучающие, учебные, ролевые, имитационные, игры-моделирование и прочие. Существует и такое мнение, что все игры, используемые в обучении, необходимо называть дидактическими.
Это свидетельствует об отсутствии единой классификации игровой деятельности. При создании деловых игр учитываются отдельные аспекты, например: место включения игр в учебный процесс, их роль в формировании отдельных умений и навыков. Если за основу принимать время проведения игр, то они подразделяются на игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.
По виду деятельности игры делят на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
2) познавательные, воспитательные, развивающие;
3) репродуктивные, продуктивные, творческие;
4) коммуникативные, диагностические, профориентационные.
Обширна технология игр по характеру методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
В предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. По игровой среде – игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности и т. д.
В методическом плане для меня наиболее интересна классификация дидактических игр по Шакурову Т.А. Такая форма организации деятельности учеников на уроке помогает мне сделать процесс обучения более разнообразным, интересным. Эта классификация учитывает не только игровую, но и учебную цель.
При разработке игры на уроке необходимо определить не только тему, но и место ее включения в урок, отводимое для неё время, а также средства повышения познавательной активности.
В учебной игре я определяю следующие этапы: I этап - подготовка учащихся (определяются участники, вырабатываются правила, определяются судьи); П этап - изучение ситуации (инструкции, установка, сбор необходимой информации); Ш этап- проведение игры (с момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход, только учитель может корректировать действия участников, если они уходят от сути игры); IV этап - анализ (обсуждение и оценка игры, обмен мнениями; констатируются результаты игры, принимается решение); V этап – рефлексия.
Тактические приемы, применяемые учителем при проведении игры: не быть однозначным в своем поведении, задавать необходимые вопросы; постоянно находиться в "форме", в конце игры обязательно благодарить учащихся, в том числе проигравших; следить за сменой и разнообразием ролей в ролевых заданиях (учитель использует престижную роль) и осуществлять индивидуальный подход; поздравить победителей всем классом; привлекать победителей в качестве лаборантов, судей; настраивать детей перед игрой, что позволяет создавать у них положительные эмоции.
Чтобы игра проходила интересно, переходы между её частями должны быть неожиданными; учитель должен быть внимательным и благодарным к учащимся; ведущий должен быть принципиальным и пользоваться авторитетом.
Необходимым элементом для пользователей деловых игр является определение задач, решаемых в ходе игры: дидактические – расширение кругозора; формирование и применение приобретенных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие ключевых компетенций; воспитывающие – формирование определенных подходов и позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание самостоятельности и воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; развивающие – умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги и оптимальные решения; развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, а также развитие мотивации учебной деятельности; социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
При проведении игр я учитываю психологические особенности детей. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте являются нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала. Игра используется как на уроке, так и в организации внеклассной деятельности по предмету.
Типы игр в географии. Настольные игры: к ним относят кроссворды, ребусы, чайнворды, лото, домино. Эти игры развивают воображение, наблюдательность, сообразительность, учат быстро и логично рассуждать. В них закрепляются умения применять ранее полученные знания, использовать дополнительную литературу, географическую карту. Примеры таких игр – "Почта", "Правильно отбери", "Узнай силуэт", "Собери карту". Игры-состязания: применяются как в учебной, так и во внеурочной деятельности, например: географические конкурсы "КВН", "Защита проектов", "Знатоки географии". Викторина: ее цель – повысить интерес к предмету, расширить и закрепить знания, полученные в процессе обучения географии. Ролевые игры: они обычно проводятся на уроках обобщения знаний, на семинарах и практических работах. В 6-8 классах наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, пресс-конференции. Примеры этих игр – "Путешествие по Африке (Австралии, Южной Америке, Северной Америке, Евразии)", "Экспедиция по природным зонам России", "По следам Робинзона", "Почвенные ресурсы России". Деловые игры: главная задача этих игр – научить школьников использовать знания о мире в новой ситуации. Примеры таких игр – "Аукцион", "Безработица", "Конкуренция".
Игровая форма обучения является эффективной педагогической технологией. Она дополняет традиционные формы организации учебной деятельности, способствует активизации учебного процесса и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества, делает урок более интересным, помогает успешному усвоению знаний. Игровая форма мобилизует резервы умственной деятельности, так как усиливает познавательно-оценочное восприятие информации, корректирует знания учащихся за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры, что расширяет диапазон мышления. Игра развивает ответственное отношение к учению на разных его уровнях и в значительной степени повышает познавательный интерес учащихся.
Игра – это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание. В ней отражаются такие качества личности, как целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к постоянному совершенствованию и вера в собственные силы.
Сайт управляется системой uCoz